Translate

4 дек. 2015 г.

Эффект «ореола»: что это?

«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это высказывание принадлежит Бернарду Шоу, известному ирландскому писателю. Психологи полностью разделяют такое мнение. Подобный феномен называется эффектом «ореола». Это склонность человека давать оценку окружающим, исходя из первого впечатления о них.



Хороший или плохой человек?


Иными словами, эффект «ореола» означает навешивание ярлыков на других людей, даже если их характер и поступки в действительности не соответствуют первому впечатлению. Поверхностное или заочное знакомство с человеком – плодородная почва для развития эффекта «ореола». Например, новый сотрудник сразу же предлагает Вам свою помощь в оформлении проекта. Такой человек моментально воспринимается как дружелюбный, отзывчивый и добрый. Но стоит узнать о том, что участливый сотрудник регулярно избивает свою жену и злоупотребляет алкоголем, первое впечатление о нём не портится. Напротив, Вы будете искать оправдание сослуживцу («Может его жена доводил до бешенства!», «Такой замечательный мужчина не может быть деспотичным!», «Не верю сплетням!», «Не верю, и не поверю!»). В таком случае эффект «ореола» помешал объективно оценить человека, ведь о нём уже сложилось положительное мнение.

Люди склонны верить своему первому впечатлению не только о знакомых, но и о звёздах шоу-бизнеса, политиках и брендах. К примеру, женщина, которой недавно изменил муж, не будет воспринимать личность и творчество популярной певицы, которая поступила также, как и соперница. Бывает, что человек приобретает товар, выпускаемый одним известным производителем, и буквально влюбляется в него. Положительное впечатление о покупке формирует позитивную оценку компании, которая произвела его. Может быть так, что на самом деле этот производитель использует неэкологичное сырьё, но человеку некогда разбираться в этом.«Эффектом ореола» играет на руку аферистам, которые выманивают деньги у доверчивых людей. Многие мошенники притворяются приветливыми и доброжелательными. Это делается для того, чтобы завоевать позитивную оценку в глазах «жертвы» и воспользоваться доверием обманутого.

Условия

Дефицит времени – подходящее условие для навешивания ярлыков. Если человек не может позволить себе полноценное общение с новым знакомым, он получит о нём недостоверную информацию. Людям, которым приходится иметь широкий круг приятелей, тяжело объективно оценивать каждого из них, поэтому и вступает в действие эффект «ореола».

Если новый знакомый принадлежит к группе людей, вызывающих антипатию, вероятность формирования негативного мнения о нём повышается в несколько раз. Речь идёт о религиозных сообществах, национальностях, субкультурах.
Обладатели привлекательной внешности также могут столкнуться с тем, что их неадекватно оценивают в обществе. Кто-то по-чёрному завидует их красоте, а другие, наоборот, восхищаются. Всё это мешает объективному восприятию личности, ведь привлекательная внешность отодвигает на задний план остальные качества.

Эффект «ореола» характерен для всех людей. Он является свойством человеческого субъективизма.
Источник: www.mif-facts.com.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий